Для чего в авто abs, как она работает и как ей пользоваться

Для чего тормозам антиблокировочная система (ABS) — ДРАЙВ

Первым серийным автомобилем, оснащённым ABS, стал Mercedes S-Class 1979-го модельного года. Система долгое время предлагалась в качестве опции и только в 1992 году вошла в список стандартного оборудования. В начале 1980-х АБС как опцию можно было установить на BMW 7-й серии.

Приходилось ли вам объезжать внезапно возникшее препятствие и одновременно тормозить? Наверняка да. Казалось бы, что в этом сложного — нажал на тормоз, повернул руль и скорректировал траекторию. Однако всё относительно просто до определённого момента. Если при экстренном торможении нажать на педаль тормоза сильнее, чем необходимо, колёса могут заблокироваться и…

Дальше возможны два варианта развития событий. Оба обусловлены наличием или отсутствием антиблокировочной системы тормозов АБС (ABS — Anti-lock Brake System).

Если машина архаичная, ведёт свою родословную из середины семидесятых прошлого столетия или сошла с конвейера одного из отечественных автозаводов, то, как бы усердно вы ни крутили «баранку», транспортное средство траектории не изменит.

Обратите внимание

Дело в том, что заблокированные колёса, скользя, лишают водителя возможности маневрировать — сорвавшись на юз, автомобиль будет тупо ехать по прямой, будто у него отрубили руль. Лишь опытный пилот сумеет хладнокровно разблокировать колёса, на мгновение отпустив педаль тормоза.

А затем, используя импульсное торможение, вернуть контроль и погасить скорость. Второй вариант — для машины, оснащённой АБС. От водителя требуется лишь посильнее нажать на педаль тормоза и спокойно работать рулём. Чувствуете разницу?

За 30 лет система претерпела сильные изменения. В десятки раз увеличились быстродействие и количество циклов срабатывания за единицу времени. Так, например, первые блоки управления для легковых автомобилей весили более 7 кг. Современные же гораздо компактнее и тянут килограмма на полтора.

Блокировка опасна ещё и тем, что способна стать причиной заноса или увода автомобиля в сторону.

Произойти это может, когда под колёсами разнородное покрытие, сильно изменена загрузка по осям в ходе предыдущего манёвра или стоят разные шины (последнее звучит дико, но в России, увы, не редкость).

Кроме того, при заблокированных колёсах машина может изменить траекторию под действием любой боковой силы (уклон дороги или столкновение). Скорректировать траекторию в этом случае практически невозможно.

В АБС для определения скорости вращения используются индукционные датчики частоты и датчики, работающие на эффекте Холла. Каждое новое поколение колёсных датчиков частоты вращения становится меньше, точнее и надёжнее.

Сначала устанавливался только один сенсор, который монтировался на редукторе заднего моста или КПП. Позже к нему добавились ещё два — на передних колёсах. И лишь в последних версиях АБС предусматривается установка датчиков на каждое колесо, соответственно, с индивидуальными модуляторами.

Важно

Кстати, самые древние и примитивные одноканальные ABS воздействовали сразу на все тормозные механизмы.

Ещё один негативный эффект блокировки — увеличение тормозного пути. Здесь всё дело в том, что сила трения покоя обычно больше силы трения скольжения.

Следовательно, для максимально быстрой остановки автомобиля нужно генерировать такую величину давления в тормозных магистралях, чтобы колёса при торможении вращались на грани блокировки. Есть такой немаловажный показатель, как относительное проскальзывание.

Он в зависимости от степени заторможенности колеса может меняться от нуля (колесо катится без проскальзываний) до 100% (колесо полностью заблокировано).

Экспериментально установлено, что максимальная эффективность торможения достигается при 15–20-процентном проскальзывании — то есть в том случае, когда скорость вращения заторможенного колеса на 15–20% ниже скорости свободновращающегося колеса при постоянной скорости движения машины. Забегая вперёд, скажем, что электроника при торможении поддерживает именно эту величину, периодически блокируя и разблокируя колёса.

В состав практически любой современной системы АБС входят: электронный блок управления (1), модулятор (2), изменяющий давление в гидравлических магистралях, датчики угловых скоростей вращения колёс (3), установленные на внутренней части ступицы колеса.

Прогрессивное человечество окончательно осознало вред заблокированных колёс лишь в 70-х прошлого века. Пионером в данной области стал Mercedes-Benz, совместно с компанией Bosch разработавший систему, которая в 1979 году стала устанавливаться на Мерседесы S-класса. Основной принцип работы АБС был сформирован именно тогда, и потом только совершенствовался.

Совет

Современная электроника (ABS, противобуксовочная система, ESP), чтобы держать под контролем поперечную и продольную динамику автомобиля, учитывает не только частоту вращения колёс.

Подконтрольными являются угол поворота руля, степень крена кузова, ускорение… Давление в тормозных контурах генерируется по совокупности полученных данных, плюс в некоторых случаях принудительно изменяется тяга двигателя.

Задача ABS — регулировать скорость вращения колёс путём изменения давления в магистралях тормозной системы. Чтобы контролировать угловую скорость, надо знать её величину и то, как она меняется со временем. Каждое колёсо снабжено датчиком, который выдаёт электрические импульсы с частотой, пропорциональной скорости вращения колеса. Эта информация поступает в блок управления АБС.

Если во время торможения угловая скорость колеса приблизилась к нулю, электронный мозг тут же примет решение его «растормозить». Гидравлический модулятор при помощи электроклапана стравит давление из магистрали и перенаправит «лишнюю» порцию тормозной жидкости в гидроаккумулятор.

Давление будет снижаться до тех пор, пока колесо, снова «ухватившись» за покрытие, не раскрутится до определённой скорости. Далее ABS опять резко увеличит давление в магистрали и притормозит колесо.

Цикл продолжится до тех пор, пока машина не остановится или водитель не ослабит давление на педаль до положения, когда ABS не нужна.

Существующие на рынке системы отличаются весьма точной настройкой и обеспечивают максимальную эффективность торможения.

Многие скажут: «Невелика премудрость!» Прерывисто тормозить можно и самому. И правда: во многих случаях такой способ замедления на автомобилях, не оборудованных АБС, позволяет во время экстренного торможения объехать внезапно возникшее препятствие.

Когда колёса блокируются — вы тормозите, как только «отпускаются» — получаете возможность корректировать направление движения.

Обратите внимание

Естественно, при таком раскладе тормозной путь значительно увеличится, зато водитель получит возможность объехать препятствие и упреждающим действием руля погасить занос.

Но, к сожалению, ни один титулованный гонщик не способен обеспечить «порционное» торможение с частотой, с которой это делает ABS. Система (в зависимости от варианта исполнения) за секунду успевает заблокировать-разблокировать колёса около 15 раз.

К тому же водитель одновременно воздействует на все тормозные механизмы (так работали первые системы ABS), в то время как современные 4-канальные антиблокировочные системы следят за скоростью вращения и регулируют тормозное усилие для каждого колеса отдельно.

Гидравлический модулятор, совмещённый с блоком управления (чёрный).

В большинстве современных автомобилей ABS работает вместе с EBD (Electronic Brake Distribution) — системой распределения тормозных усилий, которая дозирует интенсивность торможения для каждого колеса. C EBD можно смело тормозить в повороте и на «миксте».

Электроника по разности частот вращения поймёт, что колёса попали на участки с разнородным покрытием, и уменьшит тормозные силы на колёсах, которые имеют лучшее сцепление с дорогой.

Кстати, интенсивность замедления в этом случае снизится и будет определяться силой трения колеса (колёс), имеющего наихудшее сцепление с дорогой.

Нелишне заметить, что для максимальной эффективности замедления педаль тормоза на автомобилях с ABS надо вдавливать в пол что есть силы.

Впрочем, последнее делать не обязательно тем водителям, чьи машины оснащены системой Brake Assist, которая сама создаёт избыточное давление в тормозной магистрали, «дотормаживая» за слабого или нерешительного человека. При штатных замедлениях она не вмешивается.

Важно

Однако резкое нажатие (удар) на педаль Brake Assist расценивает как сигнал к экстренному торможению и вступает в действие.

При торможении на разнородных покрытиях электроника сделает всё, чтобы противостоять заносу. Но иногда автомобиль, оснащённый ABS и EBD, может довольно сильно развернуть. Здесь всё зависит от того, как настроена система.

Но не всё так гладко. ABS, как и любая другая система, обладает недостатками. Например, простой «антиблок» может проиграть обычным тормозам на снегу, льду или песке, свести на нет преимущества шипованной резины.

Ведь на льду шипы обеспечивают наибольшее замедление только при максимальном относительном проскальзывании, когда они словно когти впиваются в лёд и бороздят его. Каверза в том, что ABS, стремясь растормозить колёса, не даёт шипам работать и тем самым увеличивает тормозной путь.

То же происходит на грунтовых дорогах (песок, щебень, глина) и покрытиях, занесённых снегом.

Наличие ABS не повод отказа от шипованной резины. Во время блокировки шипы всё равно будут цепляться за лёд и обеспечивать более надёжное замедление, нежели нешипованные покрышки.

Автомобили с ABS в этом случае имеют более длинный тормозной путь, потому что постоянно разблокирующиеся колёса не создают «эффекта плуга».

А ведь именно на таких покрытиях заблокированные колёса имеют максимальную эффективность торможения — из-за того что нагребают перед собой «валики» из грунта или снега.

Совет

Вот почему нужно помнить: на обледеневшей, заснеженной или грунтовой поверхности тормозной путь автомобиля, не оснащённого АБС, может быть короче.

Автомобили с ABS при экстренном торможении остаются управляемыми.

Подложить небольшую свинью АБС может и на неровной дороге.

Если при торможении одно колесо на мгновение зависнет в воздухе и заблокируется, обманутая электроника начнёт спасать вас от заноса и тут же снизит давление в остальных магистралях.

В повороте автомобиль неприятно вильнёт «хвостом», а тормозной путь увеличится. От таких случайных отрывов, в принципе, не застрахован никто, но нужно помнить, что залогом адекватной работы АБС является исправная подвеска.

При любой неисправности в системе на приборной панели загорается контрольная лампа. В этом случае совет один — бегом в сервис.

Прогресс рождает на свет всё более продвинутые системы. Оперирующие большим количеством показаний, они способны адаптироваться под тип дорожного покрытия и тормозить по одному из заранее заложенных эффективных алгоритмов.

Конечно же, электронику нельзя воспринимать как панацею от всех бед, но статистика вещь упрямая: грамотно настроенная ABS при всех исправных системах автомобиля на сухом и мокром покрытии в среднем помогает экономить до 20% тормозного пути и оставляет водителю шанс маневрировать.

Стоит ли говорить, что от этих драгоценных метров могут зависеть жизнь и здоровье?

Источник: https://www.drive.ru/technic/2008/01/29/827192

Тормозная система ABS в автомобиле: зачем нужна и как работает

Любое современное транспортное средство подвергается строгой проверке контролирующих служб перед тем, как попасть на территорию дилерского центра. Самым весомым критерием в рамках проведения проверки является безопасность водителя и пассажиров. Внутри салона уже давно устанавливаются подушки безопасности, выстреливающие в момент удара.

Но и для водителя придумали множество дополнительных систем, посредством которых увеличивается безопасность управления автомобилем. В качестве одной из таких выступает ABS. В представленной статье мы расскажем, что такое система ABS, проанализируем ключевые ее особенности, принцип применения и затронем прочие важные вопросы.

Что это?

ABS – это вспомогательная система, цель которой – предотвращение блокировки автомобильных колес при нажатии на педаль тормоза.

В подобной ситуации применение системы способствует уменьшению расстояния от момента, когда водитель нажал на тормоз и до времени полной остановки. Как результат, повышается управляемость машины в процессе резкого торможения.

Следует отметить, что система разработана с целью исключения вероятности попадания авто в занос, когда он сталкивается с неконтролируемым скольжением.

На данный момент ABS являет собой вспомогательный элемент системы остановки, управляемой электронным блоком. Она характеризуется большим количеством дополнительных технологий. Сюда можно добавить антипробуксовку, ESC (электроконтроль устойчивости) и помощь во время экстренной остановки.

Обратите внимание

Ввиду доказанной высокой эффективности эксплуатации, ABS в наши дни устанавливается практически везде. Сначала ее придумали для легкового транспорта, затем ввели в пассажирские автобусы и микроавтобусы.

Почти в идентичный период ABS стали применять на грузовом и легковом транспорте, в прицепах, а также мотоциклах.

Чтобы понять, насколько эффективно функционирует ABS в транспорте, можно отметить, что сейчас она присутствует даже на выдвижном шасси крупных пассажирского или грузового авиалайнера.

 Устройство и принцип работы ABS

Сюда входят такие основные компоненты:

  • датчики замедления или скорости, устанавливаемые на ступицу машины;
  • набор клапанов управления, выступающих в качестве вспомогательных элементов для модулятора, отвечающего за давление. Они впрессованы в шланги магистрали, где находится тормозная жидкость. При этом их интегрируют во все контуры;
  • блок управления, который получает и обрабатывает сигналы, поступающие с сенсоров. Исходя из полученных сведений, он самостоятельно управляет работой клапанов в режиме реального времени.

В процессе движения транспортного средства колеса имеют неподвижное пятно контакта относительно полотна дороги. Другими словами, колесо сталкивается с силой трения в режиме покоя.

Читайте также:  Инструкция и видео о том, как заправить машину на заправке

Поскольку она является большей, если сравнивать ее с силой трения при скольжении, в процессе замедления колес, прокручивающихся с идентичной скорости движения величиной, остановка становится более быстрой, если сравнивать с остановкой колес, которые проскальзывают.

Параллельно следует отметить, что при срыве одного или нескольких колес на машине в скольжение, возникают повышенные шансы на потерю управления.

Как только начинается торможение, ABS начинает постоянно, при этом довольно точно фиксировать скорость вращения каждого колеса. Поскольку спидометр обычно учитывает интенсивность эксплуатации незадействованной в разгоне колесной пары, ABS не подключается к нему.

Ведь если автомобиль переднеприводный, достаточно нажать на ручник, чтобы сбить с толку все датчики. Именно по этой причине сенсоры интегрированы в каждую ступицу колеса по отдельности.

Если какое-либо колесо будет вращаться со значительно меньшей скоростью в сравнении с другими (что свидетельствует о пребывании в состоянии, приближенному к блокированию), внутренние клапаны магистрали уменьшают величину тормозного усилия на выбранное колесо.

После восстановления нормальной скорости его вращения, система самостоятельно возобновляет оптимальный уровень тормозного усилия.

Рассмотренная выше процедура может продолжаться более 20 раз за одну секунду. В подавляющем большинстве машин подобное поведение сенсоров приводит к тому, что тормозная педаль начинает пульсировать. Соответственно, водитель самостоятельно понимает, когда именно антиблокировочная система  автоматически срабатывает.

Примечательно, что передача тормозного усилия способна регулироваться в тормозной системе целиком, либо на одном из контуров. В современных транспортных средствах мониторингу подлежит отдельное колесо. Исходя из подобного поведения, систему принято разделять на:

  • одноканальную – анализируется вся магистраль;
  • двухканальную – анализируется один из бортов;
  • многоканальную – каждое колесо ограничивается индивидуально.

Одноканальная система характеризуется достаточно эффективным уровнем замедления, но при условии, что сцепление каждого колеса находится на идентичном уровне.

Многоканальная конструкция характеризуется повышенным уровнем сложности, поэтому ее стоимость на порядок выше. При этом уровень эффективности значительно увеличивается, если авто эксплуатируется на неоднородных покрытиях.

К примеру, когда автомобиль передвигается по льду, обочине, либо влажном дорожном участке.

В текущую конструкцию ABS параллельно добавили самодиагностический модуль, способный автоматически проверять исправность и точность работы всех компонентов системы по ряду физических характеристик. Самодиагностика также отвечает за активацию лампы ABS на панели приборов, если она обнаружит, что система стала неисправной.

Полученная информация дополнительно отправляется в блок управления в виде специальной комбинации, которая хранится во внутренней памяти. После того, как неисправность будет определена, компонент не будет функционировать вообще, либо неактивной станет вся система. Но это никак не повлияет не исправность самих тормозов.

Важно

Среди современных автомобилей большой популярностью способны похвастаться механизмы, работающие на электрике.

Их преимущество заключается в следующем – тормозной механизм самостоятельно обслуживает свое колесо, не являясь зависимым от остальных.

В такой ситуации ABS используется в качестве одного из элементов безопасности, регулируемых ЭБУ. Примечательно, что антиблокировка не оказывает воздействие на рукоять или педаль.

Зачем нужна ABS?

В большинстве ситуаций она способствует уменьшению пути остановки, если сравнивать с машиной без нее. Также одной из базовых задач считается сохранение высокого уровня контроля над машиной при совершении маневра экстренной остановки.

Другими словами, у водителя увеличивается возможность совершить довольно резкий маневр прямо при остановке.

Эти два фактора, сочетающиеся между собой, делают из ABS очень полезный вспомогательный элемент в плане повышения уровня безопасности при эксплуатации автомобиля.

Водителям с большим опытом, как показывает практика, нет особой разницы между отсутствием или присутствием ABS на транспорте, поскольку они идеально умеют прочувствовать момент, когда колеса срываются самостоятельно. Подобная техника остановки также применяется владельцами мотоциклов.

Когда усилие доходит до остановки вращения колес, автомобилист не «топит» на педаль еще сильнее, удерживая ее в идентичном положении. Преимущество подобного приема сравнимо с замедлением с применением одноканальной системы. В многоканальных преимущество состоит в контролировании усилия отдельных колес.

Следовательно, обеспечивается высокий уровень эффективности и повышение предсказуемости реакции автомобиля, когда он проезжает по дороге с участками, имеющими неравномерный уровень сцепления.

Если автомобилист не имеет должного уровня опыта, наличие АБС является предпочтительным независимо от того, сколько времени он уже ездит за рулем.

Совет

Дело в том, что экстренная остановка становится интуитивно простой. Нужно лишь сильно нажимать на тормозную рукоять, либо педаль, сохранив возможность выполнения маневров.

В это время ABS самостоятельно определит, в когда усилие, передаваемое на суппорт, надо ограничить.

Иногда ABS все-таки способствует повышению тормозного расстояния. На рыхлых поверхностях – глубоком снегу, гравии или песке заблокированные колеса начинают зарываться, тем самым способствуя усилению эффективности остановки. А вот незаблокированное колесо в подобной ситуации будет вести себя иначе, медленнее останавливая машину. Тогда разработчики позволяют отключить ABS.

Не стоит полагать, что производители не предусмотрели подобный момент – в некоторых видах ABS присутствует специализированный алгоритм, разработанный для рыхлых видов  поверхности. Суть его сводится к тому, что блокировка происходит в большом количестве с минимальным промежутком времени между каждой из них.

Подобная техника способствует эффективному замедлению с сохранением управляемости, как это нередко происходит при тотальной блокировке. Водитель может самостоятельно подобрать тип поверхности.

Но для большего удобства программное обеспечение подбирает его в автоматическом режиме, анализируя поведение, либо путем задействования датчиков, определяющих дорожное покрытие.

Выводы

Исходя из сказанного выше, можно сделать такие выводы. Система ABS является незаменимым элементом безопасности любого транспортного средства. Она способствует более эффективной остановке, а также предотвращает срыв транспортного средства в занос.

Принцип работы заключается в том, что при остановке колеса не блокируются, а продолжают прокручиваться на грани момента срыва. Система может управлять четырьмя колесами сразу, двумя или каждым по отдельности. Для зимней эксплуатации предусмотрен выбор в пользу полного отключения работы ABS, либо использования нескольких режимов покрытия.

Последние машина может переключать самостоятельно, либо доверить выбор водителю.

Источник: https://www.cars-life.org/construction/tormoznaya-sistema-abs-v-avtomobile-zachem-nuzhna-i-kak-rabotaet/

Система АБС автомобиля: что это и как работает

Практически ни один современный автомобиль не выпускается без системы ABS: это словосочетание как продавцы машин, так и автолюбители произносят не задумываясь, при этом далеко не каждый из них представляет, что же это такое.

Содержание

Определение

Способность замедлять движение или полностью прекращать его является неотъемлемой у любого транспортного средства.

Крайне важно, чтобы процесс торможения был как можно более предсказуемым, и авто после нажатия водителем на педаль тормоза не начинало хаотично носить по дороге (кстати, именно поэтому чересчур эффективные тормоза – это не всегда хорошо: резкое блокирование колёс и потеря сцепления с дорожным покрытием, приводит к тому, что машина становится практически полностью неуправляемой).

Система АБС была придумана для улучшения сцепления с дорогой и недопущения полного прекращения вращения колёс. Благодаря ей, безопасность движения обеспечивается всегда, и тип покрытия на это никак не влияет.

Краткая история создания

Первое устройство, не дающее колёсам резко тормозить, было запатентовано фирмой Bosch в 1936 году, современная же система АБС автомобиля была придумана спустя 28 лет Гейнцом Либером. На доработку, испытания и отладку потребовалось 6 лет, пока не появилась рабочая версия ABS тормозной системы, что произошло в 1970 году.

ABS с электронным управлением была создана в 1978 году (разумеется, следует делать скидку на уровень развития техники в тот период): разработчиком снова выступила компания Бош, за более чем 80-летнюю историю развития технологии осуществившая огромное количество модернизаций, продолжающихся и по сей день.

В настоящее время на автомобили монтируется блок АБС 8 поколения, весом около 1,6 кг, в то время как первые экземпляры имели массу 6,9 кг, что не лучшим образом сказывалось на динамических параметрах авто.

Принцип работы

Ответ на вопрос: «Как работает АБС на автомобиле?» может звучать следующим образом: точно так же, как водитель с большим опытом вождения, только без малейшей вероятности допущения ошибки.

К примеру, если речь идёт о торможении на обледенелой дороге, то устройство станет тормозить прерывисто, не допуская заноса, тормозные усилия всех колёс при этом будут выравниваться, что необходимо для сохранения курсовой устойчивости.

При нажатии на педаль тормоза, на механизм, отвечающий за вращение колёс, начинает действовать тормозная жидкость, а в месте соприкосновения их с дорогой возникают силы, усиливающиеся при увеличении давления на педаль, но до некоторого предела. Если продолжить жать на тормоз, это приведёт к обратному эффекту: уровень воздействия тормозных сил останется прежним, но машина потеряет управляемость.

Как работает АБС? Она сводит на нет развитие описанного выше сценария.

Обратите внимание

За мгновения проанализировав поступившие от датчиков сигналы, электроника отдаёт команду уменьшить давление в системе (это происходит за счёт работы клапана) вне зависимости от силы нажатия на тормозную педаль в данный момент времени. После стабилизации ситуации давление приходит в норму, иначе есть риск недотормаживания, что, опять же, скажется на безопасности.

Водитель, пытающийся разобраться, как работает ABS, должен понимать следующее: при езде на машине, в списке опций которой значится эта система, разрешается смело жать на тормоз в любой ситуации, поскольку электроника сама выправит положение.

Особенности конструкции ABS

Устройство состоит из ключевых частей:

  1. скоростных датчиков;
  2. блока управления;
  3. гидравлического узла.

В основе функционирования датчиков находится принцип магнитной индукции. Внутри катушки находится магнитный сердечник, а сам датчик крепится к ступице над зубчатым венцом. При движении авто зубцы венца проходят в непосредственной близости от датчика, и магнитный поток меняется, вследствие чего возникает ток. Затем сигнал передаётся в блок управления.

Электронный узел начинает обрабатывать поступившие данные, сравнивая показания датчиков и текущую скорость движения.

В память устройства заложены электронных таблицы, ориентируясь на сведения из которых блок просчитывает наиболее эффективную стратегию замедления скорости, координируя вращение каждого колеса.

Ещё одна функция блока – следить за исправностью датчиков и уведомлять водителя о поломке (когда работа системы АБС не соответствует норме, на панели загорается соответствующий значок).

Выполнение указаний электронного блока возложено на модуляторы, включающие клапаны на каждом колесе, первый из которых отвечает за беспрепятственный доступ тормозной жидкости к вращающемуся колесу и прекращение её поступления, второй выполняет функцию резервуара для сбора излишков.

Если возникает блокировка какого-либо колеса, подача тормозной жидкости останавливается. Если ситуация не меняется, в дело вступает второй клапан, уменьшающий уже имеющееся количество «тормозухи».

Понять, что антиблокировочная система вступила в работу, возможно по слабым, но ощутимым толчкам, отдающимся в педаль тормоза, не прекращающиеся до выправления положения системой. Активация ABS происходит при движении на скорости не менее 15 км/ч.

Преимущества и недостатки

Антиблокировочная система ABS имеет как сильные, так и слабые стороны.

К плюсам относятся:

  • улучшение эффективности торможения вне зависимости от дорожных условий;
  • более уверенное маневрирование в потоке;
  • необязательность торможения с помощью уменьшения нажатия на педаль газа;
  • благодаря АБС, даже новичок сможет гарантировать надёжное торможение.

Однако не стоит наделять систему идеальными свойствами и полагаться на 100% на неё, так как она не лишена минусов:

  • поскольку процесс торможения контролируется не водителем, не всегда бывает возможным точно сказать, когда остановится машина;
  • сложность прокачки системы АБС;
  • не исключены задержки запуска системы, особенно на высокой скорости при движении по обледенелой дороге;
  • при постоянной смене дорожного покрытия электроника может некорректно реагировать ввиду неточного расчёта коэффициента сцепления;
  • в случае подскока автомобиля тормозное усилие приостанавливается.
Читайте также:  Дисковые тормоза или барабанные - что лучше и какие отличия

Резюмируя вышеизложенный материал, стоит отметить следующее: достоинства транспортного средства с АБС очевидны, особенно они имеют значение для водителей, севших за руль недавно, тем не менее, терять бдительность и рассчитывать исключительно на электронику всё же не нужно.

Видео

Источник: https://moj-vnedorozhnik.ru/v-pomoshch-voditelyu/sistema-abs-avtomobilya-chto-eto-i-kak-rabotaet

Что такое ABS в автомобиле и для чего нужен АБС? Принцип работы антиблоктровочной системы

Сегодня наша статья посвящена небольшой части тормозной системы в которой мы постараемся объяснить, что такое ABS в автомобиле и для чего этот самый АБС нужен.

Пожалуй, не найдётся такого водителя, которому ни разу в жизни не приходилось бы совершать объезд внезапно появившегося препятствия, тормозя при этом. В теории всё просто: жми себе на тормоз, крути баранку и корректируй таким образом траекторию движения своего железного коня.

Автомобиль с ABS — на практике всё сложнее

Стоит лишь утопить педаль тормоза сильнее необходимого (а так нередко случается в сложной ситуации), и колёса автомобиля блокируются. Срабатывает ABS.

А дальше – как бы усердно Вы ни манипулировали рулём, свернуть не удастся: заблокированные колёса лишают машину возможности маневра.

Важно

Лишь очень опытный водитель сможет отпустить на мгновение педаль тормоза, вернув себе контроль над колёсами.

Опасность внезапной блокировки колёс не только в потере автомобилем маневренности – это ещё и самая частая причина заноса авто. Случается занос тогда, когда, например, в ходе предыдущего маневра значительно изменилась нагрузка по осям машины.

Или если на колёсах автомобиля установлены разные шины, что для современной России, как бы дико это не звучало, не редкость. Да и банальное столкновение или уклон дорожного полотна тоже легко меняют траекторию авто, и скорректировать её практически невозможно. Кроме того, блокировка колёс значительно растягивает тормозной путь авто.

К счастью, с оснащением автомобилей системой антиблокировки тормозов или по простому ABS, эти ситуации ушли в прошлое. Водитель авто, оснащенного антиблокировочной системой (АБС), может быть спокоен: если он затормозит, вращая при этом рулевое колесо – блокировки колёс автомобиля не произойдёт.

История возникновения системы ABS

Впервые в серийное производство автомобиль, оборудованный функцией ABS вышел в 1979-м году – это был Mercedes S-класса. Правда, очень долго система являлась лишь опционной, и только в 1992-м году стала частью стандартного оснащения любого уважающего себя авто.

Конечно, за прошедшие 35 лет антиблокировочная система (АБС) значительно спрогрессировала – выросло её быстродействие и число циклов срабатывания в определённую единицу времени. Уменьшился и размер блока ABS – теперь это полуторакилограммовое устройство против первых, семикилограммовых, экземпляров.

Устройство и принцип работы

Давайте более подробно узнаем как работает ABS в автомобиле. Принципиальное устройство системы АБС достаточно простое.

Она состоит из датчиков, определяющих то, с какой скоростью вращается каждое колесо (они устанавливаются внутри ступицы). Модулятора, задачей которого является смена давления тормозной жидкости и блока управления. Это все, что входит в систему ABS.

Колёсные датчики непрерывно совершенствуются, становясь всё компактней и надёжней, и работая всё чётче. Когда-то такой датчик был только один, и устанавливали его на задний мост.

Затем датчиками стали снабжать также передние колёса. А в наши дни ABS в машине подразумевает оснащение датчиком каждого колеса отдельно и соединение этого датчика с индивидуальным модулятором.

Система антиблокировки (АБС) последних поколений не только следит за скоростью вращения колёс. Устройство ABS строго контролирует все составляющие общих показателей динамики автомобиля – как продольной, так и поперечной. Полученные данные система анализирует и соответственно корректирует давление в тормозной системе. А при необходимости может даже принудительно изменить силу тяги двигателя.

То есть, если в ходе маневра с торможением колесо буквально “стопорится” (и датчики определяют показатель угловой скорости, приближающийся к нулевому), об этом в доли секунды узнаёт управляющий блок системы, который немедленно принимает решение о том, что колесо необходимо “растормаживать”.

Для этого соответствующий модулятор ABS снизит давление тормозной жидкости и оперативно направит её избыток в гидроаккумулятор. И так будет продолжаться, пока колесо снова не станет управляемым и маневренным и успешно “зацепившись” за дорожное полотно снова не станет вращаться. Колесо разблокировано, его скорость снова повысилась?

Совет

Система АБС вернёт давление тормозной жидкости и будет снова притормаживать колесо. Это будет повторяться, пока автомобиль не остановится окончательно, или пока водитель не перестанет давить на тормоз. Если система не исправна, то в этом случае загорается лампочка аниблокировочной системы ABS на консоли приборной доски.

Технический прогресс постепенно делает вождение автомобиля всё более безопасным. Безусловно, система ABS на автомобилях, как и прочая “умная” электроника – это не абсолютное спасение от любых аварийных ситуаций и не замена мастерству вождения.

Однако доказано: правильно настроенная на полностью исправном автомобиле ABS позволяет сэкономить до четверти тормозного пути и даёт водителю шанс для успешного маневра. Это драгоценная возможность, которая уже спасла и ещё спасёт не одну жизнь!

Всем удачи и хороших тормозов!

Источник: http://shokavto.ru/chto-takoe-abs-v-avtomobile/

Что такое АБС (ABS) в автомобиле? Что он даёт? – База ответов на любые вопросы

Среди различных опций новых и подержанных автомобилей, предлагаемых в продаже, нередко упоминается о наличии АБС или ABS.

Если вы – человек не слишком «продвинутый» в автомобильной тематике, то можете и не знать, что обозначает это сочетание букв и какую функцию несет данное устройство в конструкции машины.

Что такое АБС?

Аббревиатурой АБС или ее английским вариантом ABS, что расшифровывается как «Anti-lock Brake System», обозначают АнтиБлокировочную Систему тормозов – очень важный и полезный узел конструкции, существенно повышающий безопасность езды.

Это многокомпонентный блок, соединенный с тормозной системой и располагающийся под капотом. В состав АБС входят датчики, отслеживающие частоту вращения и расположенные на всех четырех колесах, блок модуляции давления жидкости, а также небольшой компьютер, который считывает информацию, поступающую с датчиков, и на ее основе управляющий блоком.

Зачем нужна АБС в автомобиле?

Немало автоаварий в прошлые годы случалось из-за того, что при возникновении нестандартной ситуации неопытный водитель не мог справиться с заблокированными колесами, отчего машина теряла управление. Колеса намертво зажимались тормозами и блокировались, как и ось, на которой они закреплены.

При необходимости в этот момент скорректировать движение машины, например, отвернуть с сторону, чтобы избежать столкновения, водитель не мог повернуть колеса и врезался в препятствие.

Для того, чтобы избежать этой ситуации, в случае движения с заносом при торможении нужно непрерывно нажимать и отпускать тормоз, тогда и замедление движения будет выполняться, и машина сохранит управляемость.

Но многие водители в этот момент теряются, следствием чего становится авария, нередко с тяжелыми последствиями.

Антиблокировочная система выполняет прерывистое торможение вместо водителя. Когда автомобиль уходит в занос, и его колеса перестают вращаться, АБС включает и отключает торможение с нужной частотой для того, чтобы водитель сохранял возможность управления. Этот важный узел за годы своего существования уже сохранил жизнь и здоровье десяткам тысяч водителей и их близких или знакомых.

Как уже было сказано выше, датчики торможения непрерывно отслеживают состояние каждого колеса. Если при нажатии тормоза хотя бы одно из колес становится заблокированным, информация об этом тут же поступает на компьютер, и тот дает команду на разблокирование.

Давление жидкости в магистрали тормоза падает, колесо разблокируется и начинает вращение. В этот момент датчик сигнализирует о вращении колеса, что приводит к повышению давления в тормозной магистрали. Колесо вновь блокируется, и цикл повторяется.

Так происходит до тех пор, пока водитель не отпустит педаль тормоза.

В результате автомобиль остается управляемым даже при блокировании колес, а водитель может смело давить на тормоз при возникновении опасной ситуации, требующей резкого замедления движения машины. Это очень удобная опция, которая обеспечивает безопасность водителя на скользкой или мокрой дороге, при появлении впереди неожиданного препятствия и т.д.

Современные разновидности АБС

В зависимости от конструкции, используемых элементов и других факторов системы АБС существенно различаются как по эффективности, так и по цене. Здесь в большинстве случаев верным оказывается простое правило, гласящее: чем дороже изделие, тем оно лучше работает.

Действительно, дорогостоящие системы располагают четырьмя датчиками, прикрепленными к каждому колесу, благодаря чему весь автомобиль оказывается под надежным контролем. Соответственно, к каждому из датчиков ведет тормозная магистраль, и вращение каждого колеса полностью регулируется.

В бюджетных системах антиблокировки обычно присутствует только два датчика, которые закрепляются на задних колесах. Они управляются одним общим для обоих датчиков каналом и общим блоком модуляции давления.

Наиболее распространенными являются системы средней стоимости, которые состоят из четырех датчиков (для каждого колеса), скоммутированных попарно и управляемых двумя каналами с двумя модуляторами давления.

Обратите внимание

Имеются и трехканальные АБС, четыре датчика которых обслуживаются тремя каналами: передние в паре, а задние по отдельности. Разумеется, все эти модификации существенно различаются в стоимости.

Источник: http://www.mnogo-otvetov.ru/avto/chto-takoe-abs-abs-v-avtomobile-chto-on-dayot/

Что такое ABS и ее принцип работы?

Антиблокировочная система

Каждый девятый водитель слышал об антиблокировочная система (ABS), но половина водителей не знают, что это, или имеют ошибочное представление о функционировании данной системы. Рассмотрим некоторые факты.

Профессиональные гонщики и водители экстракласса в опасной ситуации, благодаря опыту и реакции, за секунду могут выполнить десяток и больше комплексных действий: нажатие на педали тормоза, сцепления, и при необходимости, акселератора; повороты рулевого колеса; переключение КПП.

Водители с опытом выполняют до пяти таких действий, а начинающие в большинстве случаев жмут тормоз до отказа.

Но в большинстве случаев исход из ситуации определяет прикладывание правильной силы на педаль тормоза, для возможности маневрирования и без потери устойчивости. Для решения этой проблемы существует АБС (ABS) — система, которая предназначена для предотвращения полной блокировки колёс во время торможения. Основной задачей АБС является сохранение управляемости автомобиля.

Немного истории

Первые устройства, схожи по принципу действия с АБС, были созданы еще в далеких 20-ых годах прошлого столетия, и предназначались для шасси самолетов. Для автомобилей данная технология была придумана и запатентована компанией Bosch перед началом Второй мировой войны.

История ABS Bosch

Но реализовать данную технологию в реальную разработку удалось только в 60-ых годах, с приходом эры полупроводников и компьютеров. Над созданием прототипа АБС, отдельно друг от друга, трудились лучшие умы Bosch, GM, General Electric, Lincoln, Chrysler и др.

Несколько исторических фактов:

  • Первый американский аналог АБС создан в 1954 году компанией Форд, и после доработки, в 1970 году успешно начал функционировать на автомобилях Lincoln.
  • Первая британская примитивная система схожа на АБС разработанная совместно Dunlop и General Electric была адаптирована и установлена на Jaguar в 1958 году. После ряда изменений и тестов задействована, в 1966 году, на спортивном Jenssen FF.
  • Европейская система АБС была создана Хайнцом Либером, который начал разработку в 1964 году будучи инженером Teldix GmbH, а окончательно представил миру «ABS 1» в 1970 году, работая на компанию Daimler-Benz. Для испытаний, Daimler-Benz начали сотрудничать с Bosch.
  • Впервые «ABS 2» от компании Bosch была установлена в 1978 году на Mercedes Benz W116, а через пару лет и на автомобилях BMW 7. Поскольку цена системы была довольно высока, составляла приблизительно десятую часть стоимости автомобиля, она устанавливалась как опция.
  • Серийная установка антиблокировочной системы на европейские автомобили началась только с 1992 года.
  • С 2004 года АБС устанавливается на все автомобили из ЕС.
Читайте также:  Бесключевой обходчик иммобилайзера - для чего, виды, как работает

Конструкция системы

На первый взгляд конструкция системы АБС довольно проста. Она интегрирована в штатную тормозную систему и включает в себя:

  1. Датчики скорости;
  2. Модулятор с клапанами (или несколько модуляторов), интегрирован в основную тормозную магистраль;
  3. ЭБУ;
  4. Гидроаккумулятор.

Рассмотрим работу компонентов системы

Датчики работают по принципу магнитной индукции и прикреплены неподвижно к ступице каждого колеса, а в некоторых АБС, к редуктору заднего моста автомобиля. Они представляют собой магнитную катушку. В каждой ступице находится зубчатый венец. При вращении колес, в катушке создается ток, величина его зависит от скорости вращения. Полученные данные передаются в блок управления.

строение антиблокировочной системы

ЭБУ анализирует полученные данные, рассчитывает момент блокировки колес, давление тормозной жидкости и отдает регулирующие модулятору, для перекрывания необходимого тормозного контура.

Получив сигнал от ЭБУ, первый клапан модулятора кратковременными импульсами перекрывает доступ тормозной жидкости, регулируя тем самым давление тормозных. Если давление приближается к максимально допустимому второй электромагнитный клапан сливает тормозную жидкость в гидроаккумулятор. При нехватке жидкости, она поступает с гидроаккумулятора в магистраль.

В зависимости от типа тормозных систем существуют разные типы АБС:

  • Четырехканальная – система, в которой присутствуют 4 датчика, которые контролируют индивидуально каждое колесо, и является лучшей и самой эффективной.
  • Трехканальная – присутствуют три датчика, один на заднем мосту и по одному на передней паре колес.
  • Двухканальная система – управляет отдельно передней и задней осью. Гибрид между трех- и четырехканальной системами в зависимости от количества датчиков: три или четыре.
  • Одноканальная – установлен один датчик на заднем мосту и срабатывает при блокировке двух задних колес. Входит в комплект трехканальной системы. Самая дешевая и наименее эффективная АБС.

Самые дорогие системы – четырёхканальные, с отдельным комплексом оборудования на каждое колесо. Самые дешевые – одноканальные. Самые популярные системы АБС имеют 4 датчика и 2 модулятора, и в свою очередь являются двухканальными.

Кроме перечисленного оборудования в комплект АБС могут входить датчики и анализаторы, которые определяют состояние дорожного полотна, угол наклона дороги, сцепление с дорогой всех колес и т.д.

Принцип работы

Работа антиблокировочной системы основывается на законах физики, в основном на законе трения. Из физики 7-го класса известно, что сопротивление трения покоя больше, чем сопротивления трения скольжения.

Исходя из этого делаем вывод: тормозной путь вращающихся колес меньше идущих «юзом». Но грань удержания колес в крутящемся положении, особенно при неравномерном покрытии, настолько мала, что даже опытные водители иногда с этим не справляются.

А АБС с легкостью выполняет поставленное задание. Как же она работает?

Как только водитель до отказа выжал педаль тормоза, он почувствует характерный звук «трещотки» и пульсацию исходящую от педали, значит АБС заработал. Теперь процессом торможения руководит не водитель, а ЭБУ системы.
Датчики считывают скорость вращения колес и давление в тормозной магистрали.

Компьютер рассчитывает необходимую скорость замедления вращения для данной ситуации и передает команду модулятору для перекрытия того или иного тормозного контура. При совпадении скорости замедления с проектной доступ жидкости к тормозному контуру возобновляется. Данная операция для каждого контура проделывается от нескольких до 18-20 раз в секунду, не допуская блокировки колес.

Водителю остается только продолжать маневрировать в условиях идеального торможения, в то время как замедлением автомобиля занимается АБС.

Эффективность АБС

Уже известно, что тормозной путь, машины с АБС короче, таковой без системы. Если учесть еще и возможность резкого маневрирования во время торможения, эффективность системы не вызывает никаких возражений.

С одноканальной системой АБС на автомобиле, может потягаться, разве что, профессиональный гонщик. Но в условиях скользкой дороги или сложной ситуации, с многоканальной АБС не сравнится никто.

А для начинающих водителей, АБС – незаменимый помощник в любых дорожных ситуациях.

Но есть ситуации, при которых ABS не эффективна, а использование некоторых приемов исключается. Это:

  1. Езда по глубокому снегу, гравию;
  2. Неравномерное покрытие дороги;
  3. Езда на колесах с разной глубиной протектора;
  4. Колеса с различным рисунком протектора;
  5. Езда на летних колесах зимой и т.д.;
  6. На переднеприводных машинах исключается возможность приема «газ-тормоз», для управляемого заноса;
  7. При езде по неровностям в фазе отрывания от земли АБС отключается;
  8. ·Для опытных водителей, неожиданность поведения автомобиля во время манёвра при работе АБС.

Как видим много факторов, негативно влияющих на работу АБС, зависят от самих водителей.
Но, многие факты и цифры, говорят в пользу антиблокировочной системы. Так, тормозной путь на сухой дороге сокращается до 20%, а на мокрой и скользкой куда больше. На многих автомобилях она идет в заводской комплектации, а если нет, тогда цена ее установки не велика.

Колесная резина, на машинах с установленной противоблокоровочной системмой изнашивается меньше, чем на иных. Для использования системы, не надо уметь никаких дополнительных навыков, а цена обслуживания автомобиля остается прежней. Системы АБС долговечны и надежны, а все поломки в большинстве случаев, связаны с неправильностью эксплуатации.

Эффективность и статистика ABS

АБС может работать в пару с другими ассистирующими программами: антипробуксовочноя системой, системами стабилизации контроля, курсовой устойчивости и многими другими.

Главный залог эффективности АБС – правильное использование. В США в 1986-95 гг. было проведено исследование, которое привело статистов в ступор. Гибель пассажиров, столкнувшихся автомобилей оборудованных АБС, доходила до 40%.

В ходе исследования выявилось, что водители, вместо полного выжимания педали тормоза, делали прерывистые нажатия, из-за чего система была дезинформирована и попросту не срабатывала.

Важно

Для того чтоб АБС сработала педаль должна быть выжата «до отказа» и после активорования система будет выполнять свою функцию до тех пор пока машина не замедлится до скорости 5 км/ч, а дальше колеса заблокируются.

Но все же, если на вашем автомобиле стоит АБС не надо радовать себя иллюзиями о полной безопасности. Все в руках водителя. Прижмитесь поплотнее к спинке сидения чтоб лучше чувствовать поведение автомобиля. Держитесь за руль обеими руками, «на 10 часов и 2 часа». По возможности, набирайтесь навыков экстремального вождения.

ABS изначально основывалась на сохранении управления.

Вопреки мнению многих автолюбителей, данная система не может противостоять законам физики и сцепить колеса с дорогой, она просто увеличивает эффективность торможения, тем самим дает возможность маневрирования.

Если водитель на скорости 150 км/ч влетает в бетонную стену и за 50 метров надумает тормозить, никакая система, кроме ремня и подушек безопасности его не спасет.

Следует ли использовать АБС?

Хотя у ABS, есть мелкие недочеты и недостатки, но… Если однажды, не дай Бог, на скользкой дороге, в опасной ситуации, вам придется жать изо всех сил педаль тормоза «в пол», а автомобиль не занесет, не поведет и не развернет. И вы как ни в чем небывало продолжите рулить, тогда и задайтесь этим вопросом.

Источник: http://autofeel.ru/soveti/2015/11/30/abs.html

Для чего нужна ABS система и как она работает

Остановить свой выбор на автомобиле с системой ABS или без нее? Наверное, это один из тех моментов, которые интересуют будущих автовладельцев, которые сейчас находятся на этапе обдумывания и выбора марки авто, за рулем которого хотят ездить. В нашей статье мы простыми словами попытаемся рассказать, что такое система ABS и какие функции она исполняет.

Опасно ли экстренное торможение?

Ответ однозначный: да. Если при движении водитель вдруг увидел, что на проезжую часть выскочил человек или произошла любая другая внештатная ситуация, первое, что ему следует сделать, – прекратить движение, резко «ударив» на педаль тормоза.

Во время непредвиденного торможения в авто может случиться блокировка одного из четырех колес. Это станет причиной того, что колеса будут просто-напросто скользить по дороге. Авто станет неуправляемым и, скорее всего, пойдет в занос.

Если водитель будет неопытным и не сможет справиться с управлением машиной в таком случае, она может даже перевернутся. Последствия такого происшествия могут быть довольно плачевными.

Чтобы подобного не произошло, инженеры автоновинок начали внедрять в свои детища системы ABS. Исходя из этого, можно с уверенностью утверждать, что автомобили, недавно сошедшие с конвейера, имеют антиблокировочную систему тормозов, которая и должна предотвратить возможное заклинивание одного или нескольких колес во время резкого торможения.

Основные «плюсы» системы АБС

  • предупреждает заклинивание колес во время внезапного торможения;
  • сохраняет управление авто в ситуации резкого торможения;
  • увеличивает эффективность тормозной системы;
  • уменьшает длину пути торможения на сухом и на мокром асфальте;
  • позволяет маневрировать в дождливую погоду;
  • сокращает изнашивание шин, продлевает срок их эксплуатации.

А есть ли недостатки?

Какой бы не казалась система АБС, на первый взгляд, идеальной и просто незаменимой во время езды и неожиданного торможения, она имеет и свои недостатки. Какие (а точнее: какой)? Сейчас рассмотрим.

Тормозной путь сокращается, если вы едете по асфальту, если же по песку или гравию, тогда все происходит наоборот. Правда, новые системы преодолели этот недостаток. Они сами определяют тип покрытия, по которому движется машина и подбирают необходимый алгоритм работы.

Как работает система ABS

Алгоритм действия системы несложный. Он имеет циклическую последовательность, которая представляет собой три постоянно повторяющихся этапа:

  • сдерживание давления;
  • его уменьшение;
  • увеличение давления.

Во время езды датчики угловой скорости передают системе АБС сигналы, которые сравнивают скорость каждого из четырех или более колес. Если возникает возможность блокировки какого-либо из колес, то ABS закрывает все клапаны, которые отвечают за изменение давления. Благодаря этому при неожиданному торможении давление не увеличивается и не уменьшается.

Если водитель еще продолжает тормозить и, соответственно, блокировка тоже не прекращается, тогда задействуется впускной клапан. Он помогает уменьшить давление в контуре. Благодаря такому действию колесо продолжает вращаться.

Если все сработало так, как надо, то водитель может ощущать слабое пульсирование при надавливании на тормоз.

Совет

Пока есть хоть малейшая возможность того, что какое-либо из колес может заклинить во время торможения, система ABS тоже не прекращает функционировать.

Как видим, антиблокировочная система тормозов играет огромную роль в сохранении безопасности водителя и его пассажиров. В некоторых случаях она может спасти самое ценное – жизнь. Поэтому, если у вас есть возможность, купите автомобиль с именно такой системой и всегда следите за ее исправностью. При необходимости, проводите ее тестирование и профилактику.

Источник: https://vykupim-auto.ru/novosti/dlya-chego-nujna-abs-sistema-i-kak-ona-rabotaet.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector